Галоўная » 2008 » Август » 2
 
Кому мешают грядки?

Кому мешают грядки?

 

После того, как борьба с грядками в многоквартирных домах, которую местные власти ведут в Глуске на протяжении последних лет, начала давать результаты, и этот «пережиток прошлого» был ликвидирован в центре поселка и в районе «Семи ветров», пришел черед домов, расположенных на окраинах райцентра.

В марте жителей старых двухэтажных домов в районе маслосырзавода на улицах М. Горького и Шваякова предупредили о том, что их сараи и грядки возведены самовольно, портят вид и их будут сносить.

При этом пожилых людей, которые в большинстве своем живут в этих домах, удивило то, что никто даже не попытался выяснить их мнение по этому вопросу. Жильцов просто поставили перед фактом.

Более тридцати лет тому назад, когда строили и заселяли эти дома, которые тогда принадлежали СМУ, как вспоминают старожилы, вопрос с грядками и сараями решался очень просто – по согласованию с администрацией и профкомом всем желающим была отведена земля около дома под грядки, а позже – под сараи и гаражи. Тех, кто возводил сарай, райфинотдел ставил в известность о том, какой налог надо платить за установленное строение, и владельцы всю жизнь исправно его платили вплоть до выхода на пенсию. Пенсионеры по нашим гуманным советским законам освобождались от этой обязанности. Кое-кто еще до сих пор хранит квитанции об уплате этих налогов.

И вдруг все, что ни у кого до этого не вызывало никаких сомнений, в одночасье было признано незаконным.

Больше всего жильцов поразило то, что их никто не хотел слушать. На встречу с жильцами попавших под раздачу домов чиновники явились в сопровождении милиционеров. «Как в зону к преступникам пришли», - так оценили люди подобные методы ведения переговоров.

Всю жизнь люди возделывали у себя под окном кусочки земли. Сажали овощи, цветы, фруктовые деревья – яблони, вишни. Весной все цвело около домов, радуя глаза всех прохожих. А лук, укроп, петрушку и прочую зелень в Глуске на базаре не очень то и найдешь, если сам не позаботишься.

И тут все собрались сносить. При этом до сих пор жилкомхоз не проявлял большого внимания к этим старым домам. Хотя их жильцы, так же, как и в других многоквартирных домах, платят за техобслуживание и капремонт по 216 рублей в месяц за каждый квадратный метр площади, или в среднем около 10000 рублей с каждой квартиры, особой отдачи от жилкомхоза они не видят.

Например, в восемнадцатиквартирном двухэтажном доме № 38 по ул. М. Горького дорожек с твердым покрытием ни вдоль дома, ни около подъездов не было. Ямы, образовавшиеся на дороге около дома, на протяжении ряда лет мешали ходить и ездить. После дождя во дворе было полно грязи, вода даже заливалась в некоторые подъезды. Света около подъездов тоже не было. По вечерам было темно. Проблемой были и лавочки. Жильцы не раз просили мастера жилкомхоза А. Кипель благоустроить двор, но все просьбы повисали в воздухе. С год назад удалось, правда, добиться проведения косметического ремонта – подъезды покрасили и побелили чуть ли не впервые за все время существования дома. Но для этого пришлось обращаться аж в Могилев.

Парадоксальная ситуация сложилась здесь с оплатой отопления. Несколько лет назад в доме установили счетчик потребления тепла. Жильцы согласились оплатить установку дорогого прибора (около 600000 руб.) в надежде на то, что оплата по факту, а не по нормативам даст возможность сэкономить на этой статье расходов. Этой зимой оплата за отопление в квартире площадью 45 квадратных метров в январе составила 55480 руб. При этом в соседнем доме, в котором счетчика нет, в аналогичных по площади квартирах расходы на отопление оказались в 2-3 раза меньше. Почему это так, никто не понимает. Ведь должно быть наоборот – в доме со счетчиком плата за отопление должна быть меньше…

Довелось присутствовать на встрече начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства  райисполкома Василия Березовского с жильцами. Возмущенные наплевательским отношением к их проблемам, нежеланием выслушать их мнение, люди высказали начальнику все, что они думают о намерениях расправиться с их грядками и сараями.

«Что они нам предлагают! Курей не выпускать… Потому что вон там засеют газоны травой».

«Что, в лес идти, курей… брать на цепь?»           

«Разве люди с добра держат это хозяйство! Их жизнь заставляет!»

«Да люди возьмут это хозяйство и приведут к райисполкому и будут там пасти прямо возле райисполкома. У меня-то его нет, но они соберутся и приведут. Соберут коров, гусей, уток - и приведут к райисполкому и будут пасти».

«Этому человеку надо орден повесить за то, что корову держит, один живет, а вы сарай хотите снести, в 76 годов».

«Мою пристройку не жалко, можете ее сносить. А у людей же хозяйство!»

«Нам сделайте крышу на доме, что у людей протекает!»

«Как оно было, так надо и оставлять. Потому пока люди свиней гадуют, и курей держат и все держат. И забор надо сделать, хоть небольшой, но сделать».

«Мой сарай лучше, чем дом, в котором я живу. А будут претензии – я сдохну на той площади, но добьюсь своего. Пенсионеру терять нечего!»

«Газа у нас нет, горячей воды нет. Дрова порезали, надо, чтобы высохли, а вы говорите – кучи! Что их – в хату под койку?»

«Я заступаюсь за всех, потому что мне 73 года и мне всего хватило!»

«Человеку 93 года, он с 15-го года, что он, полезет доску прибивать, что вы показываете?»

«Дайте нам шифер, дайте всего, мы переделаем сараи, будут красивые…».

«Это 40 годов делали, а они тут пришли…»

«Столько цветов выдрали нам, разгородили… Поставьте забор! Ради цветов!»

«Заборчик не поставите – порядка не будет!»

«В центре около банка тот дом, там забор, там цветы, там все. А тут…»

«Покажите хоть одного молодого хлопчика! Все пенсионеры! Вы уничтожили людей…»

«Надо хоть маленький заборчик! Нужны деньги – хай высчитают».

«Гляди, какая яма! Одна, вторая… Вон третья. И как снег тает - тут полно воды. И уже шесть годов… Я уже тут трохи, правда, кирпича и глины… Так на это няма нм солярки, ни бензина. А як заборы наши ломать – так все есть, и бензин и солярка!»

В конце концов ретивому начальнику перед лицом негодующих жильцов пришлось умерить пыл и пойти на попятную. «Так мы наводим порядок во дворах или не наводим порядок во дворах?», - только и спрашивал он в конце. «Порядок навести надо. Но сносить не надо», - негромко, но убежденно сказал один из жильцов. В итоге обе стороны договорились о проведении субботника по уборке мусора во дворе.

Свой протест против планов властей жильцы дома № 38 по ул. М. Горького выразили в письменных обращениях, отправленных в жилкомхоз.

В одном из них они написали:

«На протяжении 40 лет жильцы дома содержали грядки во дворе, выращивая на них овощи в дополнение к своим пенсиям и зарплатам, цветы и фруктовые деревья.

В начале марте нынешнего года все грядки снесли, даже не посоветовавшись с жильцами, как нам сообщили, по решению райисполкома.

Овощи, выращенные на этих грядках, служили хорошим подспорьем для пенсионеров с их небольшой пенсией, которых в нашем доме большинство, вдобавок это было удобно в связи с тем, что давало возможность людям с ограниченными возможностями для передвижения не ходить на рынок за этими продуктами.

Цветы (розы, гладиолусы и т.д.) и деревья вишни, сливы, алычи и яблони создавали великолепный вид вокруг нашего дома.

Как нам дали понять, вместо грядок с цветами, овощами и фруктовыми деревьями будут устроены газоны с травой. Нам непонятно, чем трава во дворе лучше того разнообразия живой природы, которую мы поддерживали своими силами в течение стольких лет, не требуя для этого ничего от государства.

Грядки были обнесены оградой (ранее металлической, а позже деревянной), которую в последний раз установил и покрасил жилкомхоз два года назад.

Эта ограда тоже была снесена вместе с грядками.

Считаем, что снос ограды также является непродуманным решением. Она служила препятствием для бродячих собак, случайных людей, машин и охраняла спокойствие жильцов дома.

Фруктовые деревья вокруг дома пока еще остаются, но представители жилкомхоза также пообещали их снести.

Это совершенно недопустимо как с экологической, так и эстетической точки зрения. Непонятно, кому и чем мешают эти вишни и сливы, заботливо выращиваемые на протяжении стольких лет.

Просим восстановить грядки около нашего дома и оставить в покое растущие на них деревья».

В другом обращении жильцы просили заасфальтировать дорожку около дома и проходы ко всем подъездам, построить беседку во дворе и наладить освещение около подъездов. При этом они акцентировали внимание на том факте, что ежемесячно в «Жилкомхоз» на техническое обслуживание жильцами дома отчисляется около 180000 рублей, которых вполне достаточно, чтобы благоустроить двор.

Принципиальная позиция, занятая жильцами дома, дала свой результат.

Через некоторое время над входными дверями всех трех подъездов появились светильники, на дорожках, ведущим к подъездам, было уложены бетонные плиты, около каждого подъезда было установлено по две деревянные лавки и еще две лавочки заняли свое место под яблоней посреди двора.

Что касается грядок, то в официальном ответе на сей счет из жилкомхоза со ссылкой на землеустроительную службу указывалось, что земельные участки, расположенные во дворе дома, в установленном порядке гражданам под грядки не предоставлялись, данная земля предназначена для обслуживания дома, грядки устроены самовольно. В утешение сообщалось, что валка фруктовых деревьев производиться не будет.

И в один из майских вечеров жильцы дома № 38 обнаружили на своих грядках мотоблок. Водитель агрегата сообщил, что его нанял жилкомхоз, чтобы перепахать грядки. Правда, после теплой дружеской беседы он уяснил, что его не очень рады здесь видеть, и больше не появлялся.

Чем так мешают грядки «обслуживанию дома», понять весьма трудно.

И особенно труднообъяснимым становится поведение властей предержащих после визита на очистные сооружения, расположенные неподалеку от злополучного дома № 38. Там собираются сточные воды со всего поселка. Огромное место отведено в этом районе полям фильтрации, каждое из которых представляет собой углубление в земле, по размерам сравнимое с футбольным полем, где стоки должны собираться и отстаиваться. Большая часть из них заполнена водой. Но есть и пустые. При этом по дну глубокой канавы, расположенной рядом с этим привлекательным уголком природы, струится поток грязной воды. Там, где потоку преграждает путь проселочная дорога, вода растекается вдоль нее, заливая широкое пространство, покрытое кустами, камышами и прочей растительностью. По узкой трубе, уложенной под дорогой, поток попадает на другую сторону и течет дальше вдоль дороги, распространяя кругом специфический аромат. Без противогаза здесь лучше не появляться. А когда ветер дует в сторону Глуска, то запах чувствуется и в поселке. Как рассказывает Василий Никитович Асадчий, один из старожилов дома № 38, который еще помнит войну, таким образом мутный поток доходит до реки Птичь и впадает в нее в районе старой мельницы. Сколько земли загрязнено в результате такой циркуляции сточной воды, сказать трудно. Василий Никитович говорит, что раньше, при прежнем директоре жилкомхоза, ситуация была лучше и с очистных сооружений текла чистая вода. Но последние несколько лет ситуация такова, какой она выглядит в настоящее время.

С правой стороны по течению этого потока находятся участки, засеянные картофелем. Как пояснил старожил, здесь традиционно сажали картошку работники СМУ. Было несколько десятков участков. Сейчас осталось каких-то пара штук всего. Кто ж хочет выращивать картошку в таком соседстве!

В.Н. Асадчий рассказал, как в этом месте в землю уложили высоковольтный кабель. А недавно с холодильника райпо сюда привезли жидкий аммиак и слили в канаву, прямо как раз над кабелем. В этом месте выжжена трава. Неизвестно, на какой глубине залегает кабель, но может случиться так, что рано или поздно едкое вещество доберется до кабеля. Что тогда будет, представить нетрудно.

Старожил совершенно не понимает, с какой стати власти так взъелись на жильцов дома № 38 из-за каких-то нескольких десятков метров грядок, в то время как неподалеку загажено столько земли. И никому нет дела до этого. Ни отделу жилищно-коммунального хозяйства райисполкома, ни районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, ни районному центру гигиены и эпидемиологии. И вряд ли существует какое-либо более-менее внятное оправдание лихим кавалерийским наскокам чиновников на жителей «смувских», как их называют в народе, домов и равнодушию к такой вопиющей проблеме, как загрязнение окружающей среды очистными сооружениями.
 

Игорь Кирин

Фото автора

 

    

   

 
 
Дом № 38 по ул. М. Горького
 
 
  
 
В. Березовский (крайний справа): «Так мы наводим порядок во дворах или не наводим порядок во дворах?»
 
 
 
 
 
В споре рождается истина
 
 
 
Н. Лапотко (вторая слева) В. Березовскому: «Мой сарай лучше, чем дом, в котором я живу!»
 
 
 
 
Сараи жильцов дома № 38 по ул. М. Горького
 
 
 
 
 
Зона загрязнения
 

 

“Глуская панорама» № 10-11 (37-38) май 2008 г.
 
 

 

Просмотров: 1147 | Добавил: Vladmin
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: