Галоўная » Артыкулы » Экономика

Потенциал и экономическая «погода»
 
Вести потребкооперации

Потенциал и экономическая «погода»

 

Повышение эффективности хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации — тема республиканского семинара-совещания на Могилевщине

Местом проведения семинара Могилевский облпотребсоюз стал не случайно. Здесь за последние годы накоплен определенный опыт повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности, что позволило выйти из числа отстающих, занять в прошлом году второе место. Нынче за первое полугодие получена прибыль в размере 2,7 млрд. рублей. Председатель правления облпотребсоюза Сергей Шуркало, заместитель по экономике Тамара Кондрашова, другие работники аппарата облпотребсоюза рассказали участникам семинара, что сделано и делается для достижения рентабельности во всех отраслях деятельности.

В рамках выполнения Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 гг. и областной программой «Импортозамещения» Могилевской области в Глусском райпо введен в эксплуатацию цех по заморозке ягод и грибов с холодильником на 500 тонн. В нем установлено современное оборудование ведущих европейских производителей. Цех построен за рекордно короткий срок: начали в ноябре 2007 года, а в апреле нынешнего года он уже готов был принимать на переработку и замораживание продукцию. Когда участники семинара прибыли в Глуск, в цехе во всю шло замораживание сливы.

— Производительность, — пояснил председатель правления райпо Сергей Зубченок, — зависит от величины ягод: чем она мельче, тем выше выход замороженной продукции за единицу времени. Например, черники, смородины можно заморозить за час 2—2,1 тонны, сливы — тонну.

С вводом цеха появилась неограниченная возможность закупать у населения дикорастущие и садовые ягоды, вишню, сливу, грибы не только в своем районе, но и в других. Фактический объем производства за семь месяцев текущего года составил 3,1 млрд. рублей. Качество заморозки превосходное. До конца года будет еще заморожено не менее 400 тонн сырья. Уже реализовано готовой продукции на экспорт на сумму 84,7 тысячи евро. Продукция на реализацию оптовым покупателям расфасовывается в тару до 50 кг, непосредственно в розничную торговлю — от 450 г до 1 кг. Если говорить об экономической эффективности, то она очевидна: в июле, к примеру, рентабельность составила (в зависимости от вида и объема ягод) 17—20 процентов.

Затраты на строительство цеха составили 9,9 млрд. рублей, которые, как подсчитали в райпо, окупятся за девять с небольшим лет. Чтобы в перспективе экономическая отдача цеха была оптимальной, оборудование будет использоваться не сезонно, а круглогодично. А чтобы дать ему полную нагрузку, рассматривается вопрос по заморозке картофельной продукции, моркови, других овощей.

Затем маршрут участников семинара пролег через Кировск. Здешнее райпо, которое возглавляет Елена Демидович, большое внимание уделяет развитию придорожного сервиса. Как к этому надо подходить, было продемонстрировано на примере кафе «Кировчанка» у пересечения дорог Минск—Гомель и Могилев—Бобруйск. Кафе начало работать в 2006 году. Если в первый месяц товарооборот составил 28 млн. рублей, то сегодня достиг 115 млн. Работает кафе круглосуточно. Ассортимент блюд, кондитерских и других изделий такой, что каждый посетитель их может выбрать по своему вкусу. Постоянно изучаются спрос и пожелания клиентов, на самом высоком уровне непосредственно обслуживание посетителей. Изо дня в день анализируются экономические результаты, идет поиск снижения затрат. Чтобы уменьшить расход электроэнергии, которая обходилась в солидную сумму, стали отапливать помещение котлом на местном топливе, одну из электроплит на кухне заменили на газовую. Поиски экономии, рачительность оборачиваются в ощутимую экономию, обеспечивают рентабельность предприятия 4—4,5 процента, которая для многих общепитовцев сегодня недоступна.

В Горках участникам семинара было чему поучиться у работников магазина № 32, месячный товарооборот которого доходит до 400 и выше млн. рублей. Предприятие торговли оснащено самым современным оборудованием, работает по методу самообслуживания с применением при расчете с покупателями штрихкодирования. Познакомились также с работой бухгалтерии и экономической службы райпо, у которых много интересных наработок по повышению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности. Опытом поделилась главный бухгалтер Татьяна Трухан, признанная лучшим бухгалтером потребкооперации за 2007 год.

За шесть месяцев Могилев­ским райпо обеспечена рентабельная работа по всем отраслям деятельности на общую сумму 292 млн. рублей, что почти в два раза превышает полученную прибыль за аналогичный период прошлого года. Из полученной прибыли 211 млн. рублей приходится на торговлю, 24 — на общепит и 48 млн. — на заготовки. Прибыль от реализации по совокупному показателю отраслей составила 348 млн. рублей, в то время как за соответствующий период прошлого года она была 138 млн. рублей. Рентабельность по общей деятельности — 1,15 процента против 0,8 процента прошлого года.

Председатель правления райпо Татьяна Барлюгова рассказала, что наращивая объемы реализации товаров, большое внимание уделяют совершенствованию форм работы с их поставщиками. Руководствуясь рекомендациями Белкоопсоюза, для организации контроля за оплатой полученных от поставщиков товаров создана комиссия, которую возглавляет председатель правления. В комиссию входят главный бухгалтер, начальник торгового отдела и юрист. Комиссия ежедневно составляет реестр оплаты на предстоящий день. Оплата производится строго по договорам. Предоплата допускается в крайне исключительных случаях. Для расчета с поставщиками в отделении «Белагропромбанка» открыта кредитная линия в размере 1,5 млрд. рублей. Ставка делается на минимизацию привлечения краткосрочных кредитов банка, приведение в действие схемы «купил—продал—рассчитался». За первое полугодие 2008 года размер кредитных ресурсов сокращен на 1 млрд. рублей.

Выступивший перед участниками семинара председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов отметил, что на всех уровнях решению вопросов повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности уделяется крайне недостаточно внимания, хотя потенциал для достижения высоких показателей имеется неплохой.

Нужно наращивать объемы во всех отраслях деятельности. Но делать это надо так, чтобы была ощутимая отдача. Добиться такого невозможно без глубокого анализа, грамотно обоснованных расчетов. К сожалению, на сегодня многие руководители, плановики и экономисты не знают, куда вкладывать деньги, куда направлять их основные потоки, работают вслепую, методом проб и ошибок, без четкого расчета эффективности капитальных вложений. К примеру, в следующем году можно претендовать на 40 млрд. инновационного фонда. А куда вкладывать эти деньги? Советов, предложений со стороны экономистов потребкооперации пока нет. А хотелось бы, чтобы все хорошо поработали над этим вопросом.

Недооценивается работа с поставщиками. Многие недопонимают, что работают в условиях жесткой конкуренции, мало внимания уделяют расчетам, допускают просрочку платежей, чем создают для себя, всей потребкооперации плохой фон, что на руку конкурентам. Взял, продал, быстро рассчитался — таким образом надо действовать всем райпо, это должно стать твердым правилом в работе с поставщиками. Надо разработать графики, систему мер по расчету с последними, хорошо бы отработать это на одном из райпо.

Говоря о работе плановых отделов, их можно упрекнуть в слабом изучении опыта лучших. Отсутствует полноценная учеба, подготовка кадров. Многие из специалистов, переоценивая свои возможности, не верят, что можно достичь большего, не ищут резервы, подходы для достижения высоких экономических показателей. Во многих отраслях потребкооперации есть немало положительного в хозяйственно-финансовой деятельности, но это не выявляется, не поднимается на щит.

Кому, как не плановикам, экономистам, работникам бухгалтерии, и заняться глубоким анализом структуры оборотов. Но многие не придают этому должного значения. Есть немало работников прилавка, включая заведующих магазинов, которым, как говорят, до фонаря что продавать, какому из товаров отдавать приоритет. Из этого следует, что нужно подумать о материальной заинтересованности людей. Есть проблемы по зарплате, которые нужно неотлагательно решать. При низкой оплате труда уйдут лучшие работники, не будет притока свежих сил. В каждой отрасли необходимо определить количество людей, на которых держится производство и зависит успех. Достойно оплатить их труд, а остальным сказать: подтягивайтесь — и будете получать хорошую зарплату. Пока же в оплате труда много неразберихи, уравниловки, с чем надо разобраться.

Успех в работе плановиков, экономистов, других ведущих специалистов в немалой степени зависит от обеспечения их оргтехникой. На сегодня же плановые отделы только на 40 процентов укомплектованы компьютерами. Как ни странно, с этим мирятся, никому нет до этого дела. Отсутствие компьютерной техники не позволяет своевременно, оперативно проводить анализ хозяйственно-финансовой деятельности, принимать соответствующие меры при сбое. Затягивается составление балансовых отчетов, с ними можно ознакомиться только 15—20-го числа следующего месяца. А сколько сотрудников вместо творчества занимаются рутинным, кропотливым трудом по сбору сводок, других отчетов, потому что не имеют элементарного компьютера.

Беспокоит и тот факт, что за общими, вроде бы неплохими результатами по райпо в облпотребсоюзах обделяются должным вниманием «отстающие». Такого не должно быть. Нужно направить все силы, чтобы подтянуть их до уровня лучших. На это, как говорят, нужно наброситься всем миром. Не только установить причины низкорентабельной работы, но и помочь решить существующие проблемы, разработать стратегию и тактику выхода из сложившейся ситуации.

На снимке: председатель правления Кировского райпо Елена Демидович (четвертая слева) делится опытом организации придорожного сервиса.
 

Николай КОМЛЕВ

«РЭСПУБЛIКА» № 180 (4603) 26.09.2008

 
 
Категория: Экономика | Добавил: Vladmin (27.09.2008)
Просмотров: 1451 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
*  1. batareika   (27.08.2012 23:26) [Материал]
привет всем

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: